Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1.1.Государственная социальная помощь: понятие, принципы и правовые основы
Социальная помощь - экономические, социальные и юридические гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие гражданам достойное существование, уровень и качество жизни; механизмы, институты и инструменты реализации законодательно установленных гарантий, права граждан на социально приемлемый уровень жизни и благосостояния [16, с.48].
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ) [2] под государственной социальной помощью понимаются социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товаров.
Принципы государственной социальной помощи определена в ст.3 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ следующим образом:
-поддержка уровня жизни малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
-целевое использование бюджетных средств;
-повышение адресности социальной помощи нуждающимся гражданам.
-создание условий, необходимых для обеспечения общедоступности и социально приемлемого качества социальных услуг;
-снижение социального неравенства;
-повышение доходов граждан.
Лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, перечислены в п.1 ст.6 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ. К ним относятся инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, отдельные граждане, являющиеся ветеранами боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и некоторые другие лица [10. с.104].
Согласно ст.7 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ к лицам, получающим государственную социальную помощь за счет средств бюджета субъекта РФ, могут относиться нуждающиеся семьи, нуждающиеся одиноко проживающие граждане и иные предусмотренные Законом категории граждан, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для данного субъекта РФ.
Таким образом, круг получателей государственной помощи ограничен. Кроме того, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг предоставляется независимо от дохода. Во втором случае - только гражданам с доходами ниже прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом РФ.
Отличие государственной социальной помощи от других форм социальной защиты еще раз подчеркивает, что эти меры имеют четкую целевую группу - граждан, которые по объективным причинам не могут получить необходимые льготы за счет собственных средств.
1.2.Виды государственной социальной помощи
Давайте рассмотрим различные виды социальной помощи.
1.Социальные пособия.
Социальные пособия определяются как соответствующие расходы бюджета бюджетной системы РФ, в рамках которых гражданам бесплатно предоставляется определенная сумма денег [15, с.8].
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет бюджетной системы РФ включает:
-бюджет федерального бюджета и бюджет Социального фонда России (далее – СФР);
-бюджеты субъектов РФ и территориальных органов СФР
-местные бюджеты.
Таким образом, социальные пособия могут назначаться и выплачиваться из вышеперечисленных бюджетов.
2.Субсидии предусматривают полную или частичную оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам. Отличительной особенностью субсидий является их объективность. Это означает, что, в отличие от социальных выплат, средства субсидий могут быть использованы только по целевому назначению.
3.Под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законом.
В то же время ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ не содержит понятия "социальные услуги". Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ", социальная услуга - это социальное действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, регулярной, разовой и экстренной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизни и (или) повышения их способности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [3].
Таким образом, в отличие от социальных услуг и субсидий, которые являются постоянными финансовыми выплатами, социальные услуги - это действия.
В то же время это действие (поведение) имеет определенную стоимость, и его осуществление не обязательно приводит к какому-то материальному результату.
Виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, перечислены в ст.6.2. ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ [2].
Набор социальных услуг включает в себя:
-обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими стандартами на основании рецепта на медицинские препараты;
-обеспечение медицинским оборудованием на основании рецепта на медицинское оборудование;
-обеспечение специальными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
-предоставление путевок на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний при наличии медицинских показаний в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
-бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте [16, с.50].
Законодатель также включает в содержание государственной социальной помощи обеспечение товарами первой необходимости, однако это понятие не раскрывается ни в ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ, ни в других федеральных законах. Перечень товаров первой необходимости не утвержден. Министерство здравоохранения РФ в своих Рекомендациях по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам по социальному контракту относит к товарам первой необходимости топливо, продукты питания, одежду, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.
Несмотря на определение социальных услуг как действия, законодатели не проводят последовательного различия между предоставлением социальных услуг и предоставлением товаров первой необходимости.
4.Социальная доплата к пенсии.
Определение социальной доплаты к пенсии выделяет следующие характеристики:
-денежная выплата;
-выплачивается пенсионеру;
-направлена, чтобы довести размер пенсии к прожиточному минимуму пенсионера;
-предоставляется пенсионерам в натуральной форме;
-распределяется с учетом других денежных выплат и конкретных средств социальной поддержки, предусмотренных законодательством РФ.
Дополнительные социальные доплаты к пенсии могут производиться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
5.Социальный контракт и программа социальной адаптации [20. с.29].
Социальный контракт - это договор, заключенный между гражданином и организацией социальной защиты населения по месту жительства или пребывания гражданина, в соответствии с которым организация социальной защиты населения обязуется оказывать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Социальный контракт не является гражданско-правовым договором.
Взаимность обязательств сторон социального контракта представляет собой взаимное эквивалентное предоставление "товар - услуги" или "услуги - услуги" и не зависит от имущественной самостоятельности договаривающихся сторон.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата публикации: 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О государственной социальной помощи" // URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата публикации: 12.06.2023
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата публикации: 12.06.2023.
4. Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 09.07.2022) "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") // URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата публикации: 12.06.2023.
Специальная литература:
1. Афанасьев, М.А., Голубева, Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект. - 2020. 184 с.
2. Григорьев, И.В., Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт. - 2019. 428 с.
3. Гусев, А.Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. - 2020. 112 с.
4. Комкова, Г. Н., Торосян, Р. А., Сычев, В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. - М: Юрайт. - 2019. 188 с.
5. Косаренко, Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. - М: КноРус. - 2019. 240 с.
6. Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. - М: Юрайт. - 2019. 406 с.
7. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. - М: Юрайт. - 2019. 430 с.
8. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект. - 2020. 480 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
9. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. - М: 2019. 264 с.
10. Гаджиев Г.А. Экономическая эффективность, правовая этика и доверие к государству // Журнал российского права. 2012. № 1. - С.22.
11. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
12. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
13. Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
14. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.10.
15. Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. - С.8.
16. Кораблева О.В. Использование принципов семейного налогообложения при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах // Проблемы науки. 2016. № 26 (68). С. 48.
17. Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. - С.94.
18. Нарутто С.В. Семья как конституционная ценность // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 5. - С.24
19. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. - С. 109.
20. Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно-правового регулирования в РФ как социальном государстве // Современное право. 2018. № 6. С. 29 - 36.
21. Черепанов В.А. Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения // Российская юстиция. 2018. № 9. С. 61 - 64.
Электронные ресурсы:
22. Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru. Дата публикации: 12.06.2023
23. Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2023. URL: https://www.consultant.ru. Дата публикации: 12.06.2023
24. Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2023. URL: https://www.consultant.ru. Дата публикации: 12.06.2023